Н.В. Горинова.
Коми драма в 1990-е гг.: некоторые аспекты изучения вопроса
Ключевые слова: komi drama, metaphor, realism; romanticism; theme; hero; marginal hero
Статья посвящена анализу коми драматургии периода социальных, политических, культурологических перемен конца ХХ в. Автором статьи выявлена разнонаправленность драматургического искусства коми рубежа веков. В рассматриваемый период национальная драма развивается по трем направлениям: реалистическому, романтическому и условно-метафорическому. Особенное внимание привлекают пьесы последнего направления, в них преобладают ассоциативность, метафоричность, символичность, аллегоричность над собственно драматургическим. Именно иносказание в произведениях данного направления дает возможность более полно охарактеризовать противоречивость, неоднозначность происходящих в современном обществе процессов. В коми драматургии конца 1990-х гг. наблюдается расширение идейно-тематического диапазона. Как и прежде, актуальной остается деревенская тематика, однако, в отличие от предшествующих поколений драматургов, взгляд современных авторов на будущее деревни пессимистичен. Для драматургии коми конца ХХ в. характерно обращение к исторической теме.Во многих пьесах современных драматургов осмысливается прошлое коми народа, исследуется развитие национального характера, в давно прошедших временах выявляются истоки социально-нравственных проблем современности. В пьесах 1990-е гг. получает развитие тема художественного творчества. В произведениях речь не идет о высоком долге поэзии, в них раскрываются переживания драматургов по поводу невозможности реализации своих замыслов. Автором статьи показана динамика изменений системы персонажей драмы: персонажам пьес 1990-х гг., в отличие от героев драм предшествующих периодов, свойственны надломленность, равнодушие, склонность к предательству, праздному образу жизни, трусость. Исследование перечисленных аспектов позволяет отобразить художественную специфику коми драмы в период кардинально меняющейся действительности.