Труды КарНЦ РАН :: Публикации
Труды КарНЦ РАН :: Публикации

Труды КарНЦ РАН :: Публикации
Карельский научный центр РАН
ISSN (печатн.): 1997-3217
ISSN (онлайн): 2312-4504
Труды КарНЦ РАН :: Публикации
История Редакционный совет Редакция Положения Авторам Рецензентам English version
Труды КарНЦ РАН :: Публикации

Электронный журнал OJS



Серии

Биогеография

Экспериментальная биология

Математическое моделирование и информационные технологии

Геология докембрия

Экологические исследования

Лимнология и океанология

Гуманитарные исследования (2010-2015)

Регион: экономика и управление (2012-2015)



Выпуски

2024 год

2023 год

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

1999-2008 годы

1947-1964 годы


ПУБЛИКАЦИИ
К.М. Товбин.
Православное единоверие и его роль в русской секуляризации
// Труды КарНЦ РАН. No 8. Серия Гуманитарные исследования. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2015. C. 83–96
Ключевые слова: Православная Церковь, единоверие, старообрядчество, Раскол, традиция, экклесиология, кентавризм, субкультура, Постмодерн, симулякр
В статье рассмотрена идейная трансформация единоверия – старообрядного крыла Русской Православной Церкви, возникшего как компромиссный вариант между старообрядцами и сторонниками реформированной Никоном церкви. Возникнув фактически почти сразу после церковного раскола XVII века и юридически оформленное в 1800 г., единоверие представлено как пример трансформации традиционной духовности: от собственно традиционности через фазу рациональной религиозности – в симулятивную фазу. Первая стадия – традиционная – являет собой единоверие как своеобразный ментальный шлюз для перехода носителей «древлего благочестия» в секуляризованную государственную Церковь. Вторая ступень – недолгий выход единоверия на конфессиональный уровень, попытка обособления и смены парадигмального курса всей официальной Церкви. Третья стадия – современная – попытка превращения единоверия (как участника старообрядческого смыслового поля) в элемент симулятивной духовности Постмодерна. Являясь внутри Русской Православной Церкви наиболее традиционалистическим и традиционным крылом, единоверие является индикатором пострелигиозных процессов, затрагивающих в первую очередь наиболее традиционные формы духовности. Следовательно, исследуя историю и трансформацию достаточно однородного в своём семиотическом измерении единоверия, можно получить сведения о сущности пострелигиозных трансформаций, происходящих с православием в целом. Пострелигиозная ментальность имеет место действия в наиболее насыщенных семиотических полях; ситуативное пренебрежение этой насыщенностью со стороны новообрядцев не позволяет им выйти во всей своей полноте из религиозного формата в пострелигиозный. Единоверцы внутри РПЦ, старательно хранящие древние ритуалы и правила, но в то же время лишённые раскольнического осознания своей исключительности, помогают рассмотреть пострелигиозные сдвиги без примеси к ним идеологических и политических факторов.


  Последние изменения: 10 октября 2015